Инновационный проект «Наш двор: территория движения и творчества»
Игра для ребенка – это не просто веселое времяпровождения, это его жизнь. Ведь именно в процессе игры ребенок приобретает навыки, без которых ему просто не выжить в настоящей жизни. Коммуникабельность, развитие мышление, умения подчиняться установленным правилам, приобретение уверенности в себе (в случае выигрыша) и умение контролировать свои эмоции (в случае проигрыша) — вот малая часть положительных качеств знаний и умений, которыми играя овладевает ребенок.
В нашем детском саду был проведен социологический опрос в старшей и подготовительных группах: «В какие игры вы играете?». Результат показал, что современные дети мало играют в игры и не знают, как играть в дворовые, народные игры. Одни с ранних лет загружены кружками и секциями, другие просиживают все свободное время за гаджетами, при этом оставаясь совсем без движения и живого общения со сверстниками. Современные родители уже с 6 лет отправляют детей в школу, которая не оставляет времени для игр во дворе. А других детей родители и вовсе не выпускают гулять во двор, опасаясь реальных или вымышленных опасностей. Проблем много – но решать их нужно, пусть и постепенно. Исходя из этого, мы разработали проект «Наш двор: территория движения и творчества». Этим проектом мы хотим подтолкнуть родителей и детей к совместным играм. Детям хотим показать, что играть в реальности намного лучше и веселее, чем зависать в одиночестве в виртуальном мире.
2022 год объявлен в России годом народного искусства и нематериального культурного наследия. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится «в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ».
В Могойтуйском районе проживают люди 18 национальностей. Темой проекта взяли народные подвижные игры, в рамках года народного искусства и нематериального культурного наследия.
Таким образом, нами был создан инновационный проект «Наш двор: территория движения и творчества».
Цель проекта: создание условий для обмена игровым опытом между детьми и родителями, формирование интереса к народным подвижным играм.
Задачи проекта:
- Формирование интереса и толерантности к другим национальным культурам.
- Воспитание чувства общности, дружбы с людьми различных национальностей.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Результат | |
1. Подготовительный этап (январь 2022 года) | ||||
Цель: анализ актуального состояния практики, формирование проектной идеи, целей, задач, проведение подготовительных мероприятий по разработке инновационного проекта «Наш двор: территория движения и творчества» | ||||
1 | Определение целей и задач проекта. | январь | Проведен социологический опрос среди детей и родителей, определены основные направления работы. | |
2 | Формирование нормативной и методической документации, списка участников, подбор литературных и диагностических материалов. | январь | Оформлена нормативная документация, разработан план мероприятий, создана картотека игр. Проведена исходная диагностика детей. | |
3 | Проведение семинаров-практикумов для педагогов по изготовлению атрибутов к народным подвижным играм, проведению игр. | 27.01.2022
10.02.2022 |
В семинаре приняли участие 9 педагогов. | |
2. Основной этап (февраль-декабрь 2022 г.) | ||||
Цель: создание организационно-управленческих, организационно-педагогических, информационных условий для эффективной реализации инновационного проекта «Наш двор: территория движения и творчества» | ||||
4 | Бурятские народные подвижные игры | февраль | «Иголка, нитка, узелок», «Табун», «Ищем палочку», «Волк и ягнята». | |
5 | Армянские народные игры | март | «Козлик-козлик», «Похитители огня», «Перетягивание палки», «Беспокойный мяч» | |
6 | Узбекские
Киргизские народные игры |
апрель | «Медведи и пчелы», «Чай-чай»
«Стрельба из лука», «Клади платок» |
|
7 | Татарские
Башкирские народные игры |
май | «Продаем горшки», «Жмурки»
«Юрта», «Липкие пеньки» |
|
8 | Якутские народные игры | август | «Соколиный бой», «Игра с перетягиванием» | |
9 | Русские народные игры | сентябрь | «Городки. Чушки. Рюхи. Деревянные бабки», «Лапта», «Горелки», «У медведя во бору» | |
10 | Казахские
Эвенкийский народные игры |
октябрь | «Ястребы и ласточки», «Конное состязание»
«Вылавливание предмета», «Ловля оленей» |
|
11 | Украинские
Белорусские народные игры |
ноябрь | «Высокий дуб», «Перепелочка»
«Посадка бульбы», «Заплетись, плетень!» |
|
12 | Фестиваль народных игр | декабрь | Городок народных игр «Мы вместе!» | |
3. Завершающий этап (декабрь 2022 г.) | ||||
Цель: мониторинг, оценка результативности и эффективности реализации инновационного проекта «Наш двор: территория движения и творчества» | ||||
11 | Мониторинг и контроль по реализации проекта | декабрь 2022 г. | Количественные и качественные данные о результативности, эффективности проекта. | |
12 | Формирование сводных информационных материалов | декабрь 2022 г. | Создание сборника и фотоальбома народных подвижных игр | |
13 | Освещение в СМИ и сети Интернет | постоянно | Информационные материалы, публикации, по итогам месяцев и фестиваля в районной газете «Местное время», официальном сайте детского сада. |
В заключении хочется отметить, что, несмотря на то, что мы находимся на основном этапе реализации проекта, у нас уже есть небольшие промежуточные результаты. Дети заинтересованы и получают удовольствие от игры. Познакомились с новыми народными подвижными играми, считалками, национальными мелодиями. Ребята начали самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры. Всем педагогам, которых заинтересовал наш проект, мы предлагаем окунуться вместе с детьми в озорное детство, вспомнить подзабытые считалочки, игры нашего двора, территории движения и творчества!
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с. (Правовая библиотека образования).
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп.. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 с.
- Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. Сада/Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.: ил.
- Психология игры / Эльконин Д.Б. – М., 1999