Проект «Наш двор: территория движения и творчества»

Инновационный проект «Наш двор: территория движения и творчества»

 

Игра для ребенка – это не просто веселое времяпровождения, это его жизнь. Ведь именно в процессе игры ребенок приобретает навыки, без которых ему просто не выжить в настоящей жизни. Коммуникабельность, развитие мышление, умения подчиняться установленным правилам, приобретение уверенности в себе (в случае выигрыша) и умение контролировать свои эмоции (в случае проигрыша) — вот малая часть положительных качеств знаний и умений, которыми играя овладевает ребенок.

В нашем детском саду был проведен социологический опрос в старшей и подготовительных группах: «В какие игры вы играете?». Результат показал, что современные дети мало играют в игры и не знают, как играть в дворовые, народные игры. Одни с ранних лет загружены кружками и секциями, другие просиживают все свободное время за гаджетами, при этом оставаясь совсем без движения и живого общения со сверстниками. Современные родители уже с 6 лет отправляют детей в школу, которая не оставляет времени для игр во дворе. А других детей родители и вовсе не выпускают гулять во двор, опасаясь реальных или вымышленных опасностей. Проблем много – но решать их нужно, пусть и постепенно. Исходя из этого, мы разработали проект «Наш двор: территория движения и творчества». Этим проектом мы хотим подтолкнуть родителей и детей к совместным играм. Детям хотим показать, что играть в реальности намного лучше и веселее, чем зависать в одиночестве в виртуальном мире.

2022 год объявлен в России годом народного искусства и нематериального культурного наследия. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится «в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ».

В Могойтуйском районе проживают люди 18 национальностей. Темой проекта взяли народные подвижные игры, в рамках года народного искусства и нематериального культурного наследия.

Таким образом, нами был создан инновационный проект «Наш двор: территория движения и творчества».

Цель проекта: создание условий для обмена игровым опытом между детьми и родителями, формирование интереса к народным подвижным играм.

Задачи проекта:

  1. Формирование интереса и толерантности к другим национальным культурам.
  2. Воспитание чувства общности, дружбы с людьми различных национальностей.
№ п/п Мероприятие Сроки Результат
1.               Подготовительный этап (январь 2022 года)
Цель: анализ актуального состояния практики, формирование проектной идеи, целей, задач, проведение подготовительных мероприятий по разработке инновационного проекта «Наш двор: территория движения и творчества»
1 Определение целей и задач проекта. январь Проведен социологический опрос среди детей и родителей, определены основные направления работы.
2 Формирование нормативной и методической документации, списка участников, подбор литературных и диагностических материалов. январь Оформлена нормативная документация, разработан план мероприятий, создана картотека игр. Проведена исходная диагностика детей.
3 Проведение семинаров-практикумов для педагогов по изготовлению атрибутов к народным подвижным играм, проведению игр. 27.01.2022

10.02.2022

В семинаре приняли участие 9 педагогов.
2.   Основной этап (февраль-декабрь 2022 г.)
Цель: создание организационно-управленческих, организационно-педагогических, информационных условий для эффективной реализации инновационного проекта «Наш двор: территория движения и творчества»
4 Бурятские народные подвижные игры февраль «Иголка, нитка, узелок», «Табун», «Ищем палочку», «Волк и ягнята».
5 Армянские народные игры март «Козлик-козлик», «Похитители огня», «Перетягивание палки», «Беспокойный мяч»
6 Узбекские

Киргизские народные игры

апрель «Медведи и пчелы», «Чай-чай»

«Стрельба из лука», «Клади платок»

7 Татарские

Башкирские народные игры

май «Продаем горшки», «Жмурки»

«Юрта», «Липкие пеньки»

8 Якутские народные игры август «Соколиный бой», «Игра с перетягиванием»
9 Русские народные игры сентябрь «Городки. Чушки. Рюхи. Деревянные бабки», «Лапта», «Горелки», «У медведя во бору»
10 Казахские

Эвенкийский народные игры

октябрь «Ястребы и ласточки», «Конное состязание»

«Вылавливание предмета», «Ловля оленей»

11 Украинские

Белорусские народные игры

ноябрь «Высокий дуб», «Перепелочка»

«Посадка бульбы», «Заплетись, плетень!»

12 Фестиваль народных игр декабрь Городок народных игр «Мы вместе!»
3.       Завершающий этап (декабрь 2022 г.)
Цель: мониторинг, оценка результативности и эффективности реализации инновационного проекта «Наш двор: территория движения и творчества»
11 Мониторинг и контроль по реализации проекта декабрь 2022 г. Количественные и качественные данные о результативности, эффективности проекта.
12 Формирование сводных информационных материалов декабрь 2022 г. Создание сборника и фотоальбома народных подвижных игр
13 Освещение в СМИ и сети Интернет постоянно Информационные материалы, публикации, по итогам месяцев и фестиваля в районной газете «Местное время», официальном сайте детского сада.

В заключении хочется отметить, что, несмотря на то, что мы находимся на основном этапе реализации проекта, у нас уже есть небольшие промежуточные результаты. Дети заинтересованы и получают удовольствие от игры. Познакомились с новыми народными подвижными играми, считалками, национальными мелодиями. Ребята начали самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры. Всем педагогам, которых заинтересовал наш проект, мы предлагаем окунуться вместе с детьми в озорное детство, вспомнить подзабытые считалочки, игры нашего двора, территории движения и творчества!

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с. (Правовая библиотека образования).
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп.. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 с.
  3. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. Сада/Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.: ил.
  4. Психология игры / Эльконин Д.Б. – М., 1999